Элементы дизайна. Объём и пространство.

Объем.

Объем мы создаем за счет света и тени. Сравните рисунки: в первом случае мы имеем дело с плоским кругом, во втором – у нас уже получился шар, добавив свет и тень, мы создали иллюзию того, что наш шар объемен. 

 


Пространство. 

Размер.

Одна из особенностей нашего восприятия: удаленные объекты мы воспринимаем, как меньшие по размеру, чем те объекты, которые находятся ближе к нам. Т.е. рисуя одни объекты больше по размеру, чем иные, мы можем создать иллюзию того, что они ближе или дальше к нам. Об этом я упоминала, когда мы говорили о линии. 

 


Наложение.

Накладывая один объект на другой, мы можем также создать впечатление, что они находятся дальше-ближе по отношению друг к другу. Посмотрите на рисунок: мы выставили все объекты в ряд, однако, возникает впечатление, что, например, ведра находятся к нам ближе чем розовые сапоги, и дальше от нас, чем коричневые. 

 


Свет и тень.

Организовать пространство мы можем также при помощи светотени. Давайте вернемся к нашему шару: 

 

Мы расположили наш объемный объект в пространстве при помощи света и тени. Кроме объемности шара и падающей тени эту иллюзию поддерживает и то, что мы ввели две плоскости: ту, на которой лежит шар, и которая ближе к нам, мы оставили светлой, а ту, что дальше от нас, и перед которой лежит шар, мы сделали темнее, чтобы создать иллюзию, что она дальше. 

Можно сделать и наоборот: более близкое пространство темным, а удаленное светлым – это называется воздушная (атмосферная) перспектива. В обычной жизни, когда мы смотрим, допустим, на пейзаж, мы видим удаленные от нас объекты как бы сквозь толщу воздуха, поэтому объектам, находящимся вдали от нас, присущи менее контрастные и более нейтральные цвета. Соответственно, более яркие и насыщенные цвета присущи объектам, которые находятся ближе к нам. Т.е. в итоге, на наше восприятие глубины влияет не только свет и тень, но и насыщенность цвета, его оттенки. 

 


Перспектива.

Самый лучший, но не самый безопасный путь понять, что такое перспектива – это встать на железнодорожное полотно, тогда будет заметно, что рельсы сходятся где-то на горизонте в одной точке, такая точка называется точкой схода. 

Как правило, линейная перспектива используется, чтобы правильно расположить геометрические объекты в пространстве, например, при изображении городских, индустриальных пейзажей. 

 

В теории, линия горизонта – это линия, на которой расположен взгляд наблюдателя. Как правило, природные объекты, вроде гор, или объекты вроде домов и деревьев располагаются целиком или отчасти над линией горизонта. 

Конечно, когда мы изображаем, допустим, интерьер квартиры, линия горизонта нам не видна, но мы считаем, что она есть, и расположена на уровне глаз наблюдателя. 

Возьмем куб, чтобы нарисовать его в перспективе, мы рисуем одну из его сторон, все грани которой параллельны/перпендикулярны и равны друг другу. Чтобы найти остальные грани мы берем произвольную точку схода на линии горизонта и проводим от углов стороны куба линии к точке схода. Теперь нам остается нарисовать вторую сторону куба (на глаз), у которой тоже все стороны параллельны или перпендикулярны. 

Параллельные друг другу объекты имеют одну точку схода. 

 


Однако, объекты, расположенные друг к другу под разными углами, имеют разные точки схода. 




Кстати, мы пока что говорили с вами о перспективе, когда берется только одна точка схода линий, проведенных от объекта к горизонту. Как правило, такое используется не часто, потому что, если мы берем одну точку схода, это значит, что мы смотрим на объект «в лоб». Если же мы смотрим на объект немного под углом, со стороны, то мы используем две точки схода, потому что в этом случае мы видим объект более искаженным. 

 


Также, есть ситуации, когда мы используем три точки схода, одна из которых лежит не на линии горизонта. Обычно, мы вводим третью точку схода, когда мы смотрим на объект сверху или снизу (и угол объекта «выползает» на передний план). 

 


***

Итак, как мы убедились, для того, чтобы позиционировать объекты в пространстве и относительно друг друга, у вас есть много способов. Как правило, они используются вместе, а не по одиночке. 

Дизайнер – не художник, но даже при создании упрощенных объектов и образов, вам понадобятся знания, которые получают учащиеся в художественных Вузах. Общее представление о вполне очевидных законах сделают вашу жизнь намного проще, а ваши работы качественнее.

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

Tesi Art - дизайн студия
Tesi Art - дизайн студия
Был на сайте никогда
Читателей: 41 Опыт: 0 Карма: 1